«Формирование гражданской позиции обучающихся
через организацию краеведческой и
исследовательской деятельности».
В старину
говаривали: «Что город, то норов, что деревня, то обычай». Велика, она наша
Родина. Но и она только часть, пусть и большая, нашего общего дома Земли. Как
же мал по сравнению с нею очаг отчего дома, очаг любви, согревающий души
домочадцев. Человек начинается с памяти о нем, с памяти о своем прошлом, о
прошлом своих дедов, прадедов, своей малой родины, отчизны, земли.
Развитие Российского федеративного государства,
сочетающее укрепление федеративных принципов и обеспечение самостоятельности
регионов (в рамках Конституции Российской Федерации), а также разнообразие
экономики, исторических, культурных, национальных особенностей определяют
необходимость формирования у учащихся знаний о прошлом и настоящем региона, где
они живут, будут работать, каждодневно наблюдать общественные явления.
Отсутствие мотивации у учащихся к изучении истории
Родины.
Новые условия жизни и образовательной деятельности
предъявляют к ученику новые требования. Он должен усвоить не только минимум
знаний, но и научиться основным методам их добывания, овладеть приемами
исследования.
В современных условиях очевидны огромные
воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет
воспитать гражданина на основе жизни его родителей, односельчан, развитие села,
города. Традиционно изучение прошлого конкретного региона заключается в
описании событий, происходящих на ее территории. Это позволяет конкретизировать
те или иные события, явления истории России. В тоже время процессы,
происходящие в пределах отдельных территорий, раскрывают проблемы
общегосударственного развития.
Ведущая педагогическая идея - формирование гражданской позиции через организацию
краеведческой и исследовательской деятельности:
- постижение
истории Родины через уроки истории, регионоведения: рассмотрение исторических эпох и событий на местном материале
- поисковая и
исследовательская деятельность как
средство социализации личности.
Обращение к местному близкому и
понятному учащимся материалу, реализация личностно-ориентированного подхода в
обучении способствует:
- развитию патриотизма и
гражданственности учащихся через понимание общего и особенного в развитии
конкретного региона Российской Федерации.
- социализации личности учащихся
через анализ и решение проблем региона в исследовательской деятельности.
- решению профориентационных задач в
условиях региональной системы образования и рынка труда.
Формированию гражданской позиции через организацию краеведческой и
исследовательской деятельности способствуют:
- создание информационной среды, которая включает данные об истории,
этнографии, культуре народов малой Родины , использование ИКТ и Интернета.
- применение разнообразных форм
работы, связанных с поиском и изучением информации: встречи, беседы, экскурсии,
интервью, митинги, и т.д.
В своей работе использую
различные педагогические технологии, такие как технология развития критического
мышления через чтение и письмо. ИКТ, элементы технологий исследовательской
деятельности, музейной педагогики. Работу по организации исследовательской
деятельности учащихся и формированию региональной идентичности выстраиваю на
основе различных методов, но ведущими считаю: проблемный метод,
исследовательский, метод проектов.
Формирование гражданской позиции через
организацию краеведческой и исследовательской деятельности осуществляется путем:
- введения
школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об
истории, этнографии, культуре народов края, области (для этого обращаются к
материалам школьного музея, семейным реликвиям и др.)
- использования разнообразных форм
работы, связанных с поиском и изучением информации: а) в библиотеке, б)
школьном, краеведческом музее в)на
экскурсиях по местам расположения археологических, этнографических, культурных
и других памятников; г) в ходе бесед с очевидцами и участниками «устной
истории»); д) на выставках и конференциях по результатам краеведческой работы.
Краеведение в школе - это связь с
жизнью, с современностью, это использование таких методов обучения, как
исследовательский, экскурсионный, это путь приобщения учителей и учащихся к
творческому труду, к науке.
Историческое краеведение сегодня – это
сложное самостоятельное направление
науки во всем мире.
Применяя на практике теорию Ф.Броделя,
комплексный подход к изучению прошлого поселения, мы совершенствуем
учебно-воспитательный процесс в школе. Изучение истории родного края выходит за
пределы урока, идет дальше, складывается система краеведческой работы. Важно, чтобы
работа по изучению родного края не замыкалась на уровне теории, а выходила за
рамки уроков, становилась исследовательской. Только в этом случае можно решать
задачи развития краеведения и реализовать задачи по становлению личности учащихся.
В своей работе я использую элементы технологий
исследовательской деятельности, музейной педагогики.
Исследовательская работа учащихся
Исследовательская
работа - это деятельность, в ходе которой учащиеся занимаются не только
самообразованием, но и формируются как личность. Воспитательный момент
неотрывно сопровождает весь познавательный процесс, начиная с определения темы
исследования и заканчивая защитой готовой работы.
Исследовательская
работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества,
необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от
выбора профессии. Важным компонентом исследовательской, поисковой деятельности
является исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных,
практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного
исследования или его части. Применяя исследовательский метод,
учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками
творческого процесса.
Пусть они не
сделают научных открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.
Исследуется не только история, но и экономика, природа края.
В определении исследовательской работы учащихся,
данном И.Я.Лернером, исследовательская работа школьников рассматривается как
особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит
самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых
знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности.
Результат
работы это написание исследовательского сочинения, создание проекта.
Исследовательское сочинение-это литературное
оформление результатов исследовательской работы, которое имеет внутреннее
единство, строится по строго определенной логике: от обоснования актуальности
темы, определения проблемы, объекта, предмета, цели- до формулировки выводов,
подготовленное для публичной защиты.
Это
произведение имеет внутреннее единство, но не содержит ничего лишнего, хотя бы
очень интересного, что хоть как-то уводит от избранной темы.
Этапы
исследовательской работы:
1.Подготовительные
работы: выбор темы, определение предварительного
круга
источников, знакомство с основами организации умственного труда Правильно выбрать тему- это значит
наполовину обеспечить успешное ее выполнение.
Факторы, учитываемые при выборе темы:
объективные –существуют вне твоего сознания, не зависят от тебя, но необходимо
знать и учитывать в первую очередь; актуальность –познавательная, практическая
значимость, интересна не только исследователям, но и широкому кругу людей;
новизна;
степень изученности (возможность найти
необходимые источники по теме).
Проблема-противоречие между необходимостью
знать и возможностью. Она формируется на основе противоречия, логически
проистекающего из него. Ее можно формулировать в виде вопроса: «Каковы условия,
необходимые для формирования…?», «Что
необходимо предпринять чтобы…?».
Субъективные факторы-свойственны только
исследователю, в чем присутствует его личный интерес: «Я обратился к этой теме,
т.к. это связано с историей села, где я живу...», «Я часто задумывался,
почему...». Тема должна быть конкретной.
Объект исследования- это то, на что направлена познавательная
деятельность.
Предмет исследования- в объекте выделяется та
его часть, которая служит предметом исследования. Объект и предмет соотносятся
между собой как общее и частное. Именно на предмет должно быть направлено
основное внимание исследователя. Он определяет тему, которая обозначается на
титульном листе как заглавие.
Цель исследования- это то,
что должно быть достигнуто в ее итоге.
Формулировка цели начинается со слов: «разработка», «выявление», «обоснование»,
или «охарактеризовать», «показать историческую значимость», проанализировать и
обобщить», «определить значение» и т.д.
Задачи исследования- они
указывают на то, что необходимо сделать для достижения цели и реализации
гипотезы и начинаются со слов – выявить, разработать, изучить, провести,
экспериментально проверить, собрать, осуществить и т.д.
Описание решения задач составит содержание
пункта плана исследовательской работы. И заголовок пункта плана рождается
именно из формулировки задач.
Гипотеза- это предположение, истинность
которого не очевидна, но только через подобное предположение можно быстрее
всего достигнуть цели: «Мы предполагаем это сделать так…», «разрешить проблему
так…»
2.Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и
составление библиографии.
Источники: печатные издания (книги,
брошюры, статьи, архивные документы); вещественные источники (предметы, вещи);
устные источники (составляются мемораты). Источники ищем в библиотеке, архиве,
музее, в поисковых экспедициях.
3.Собственно исследовательская работа: продолжается процесс накопления и
изучения источников по теме ,организация исторических фактов и явлений в единое
целое.
Изучение литературы, написание конспектов,
тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью,
накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
Организация фактологического материала это
систематизация исторических фактов плюс определение логических связей (как
правило, причинно-следственных) между ними плюс формулировка общих выводов и
умозаключений.
4. Написание варианта исследования.
Оформление результатов работы. Структура
исследовательского сочинения: титульный лист, оглавление, введение, главы
основной части, заключение, библиографический список, приложения, аннотация.
5.Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.
Научно-исследовательская работа тогда считается
законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть
выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях,
доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой,
разбором ситуации, критикой со стороны общественности.
Все это делает исследование-продуктивным,
заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует
познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к
краеведческой работе.
Основные направления исследовательской
деятельности: история школы, история предприятий города Слободского.
Список исследовательских работ за 5 лет :
ü «Забытые деревни села
Карино»,
ü «Великорецкий крестный
ход в жизни слобожан»,
ü «Самолет АН-24 достопримечательность города Слободского»,
ü «Влияние чернобыльской аварии на жизнь слобожан»,
ü «Шли мальчишки не за славою (история создания Школы юнг
ВМФ)»,
ü «Великая Отечественная война в судьбе Копытовой Анны
Константиновны»,
ü «Школьный музей Лицея №9 как центр воспитательной системы образовательного
учреждения»,
ü «Звезды на флаге Лицея» как элемент развития и воспитания
учащихся»,
ü «Школьная библиотека как информационно-образовательный центр
Лицея №9 г. Слободского»,
ü «Новая жизнь здания профилактория фабрики «Белка»,
ü «История спичечной фабрики «Красная звезда»,
ü ВСК «Этап» центр патриотического воспитания молодежи»,
ü «Христорождественский женский монастырь города Слободского
Вятской Епархии».
Проектно-исследовательская деятельность
ü Вятская епархия в годы великой отечественной войны
ü Кировская область как место политических ссылок
ü Последствия периода перестройки в жизни моей страны
ü История школы на страницах районных газет
ü Социальный проект «Школьный музей»
ü
Создано электронное пособие «Защита Отечества»
для учащихся 5-9 классов.
Учащиеся, систематически занимающиеся
исследовательской работой, как правило, успешно поступают и обучаются в ВУЗах,
в которых также продолжают заниматься исследовательской работой, активизируется
познавательная деятельность, развивается креативное мышление, интерес к
краеведческой работе.
Музейная педагогика
Богатую пищу
для размышлений и раздумий дает музейный предмет. С его помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края или даже всего человечества.
Вещи-экспонаты
могут много рассказать о жизни в
прошлом. Рассматривая вещь и размышляя над тем, что мы видим, сравнивая ее с
другими вещами, мы можем узнать о ней, ее времени очень многое.
Музейный
предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной,
мемориальной, исторической и
художественной значимостью, его можно в определенных условиях
музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать»,
манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой
эпохи, культуры, определённой позиции творца.
Учитель,
таким образом, оказывается вооруженным
новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения
предмета в учебно-воспитательный процесс.
Музейные
предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и
событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство
сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так
прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные
ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной
педагогики.
Так
рождаются экскурсии и внеурочные занятия.
Например:
ü Знамя Победы
ü Война мировая, а одни вятские воюют
ü Крым и Россия
ü Слышу звон бубенцов издалека
ü Героям Аджимушкая посвящается
ü Монета на ладони
ü Мягкое золото
ü Орден в моем доме
ü Юность комсомольская моя
ü Будь готов, всегда готов
ü Ратоборцы земли Вятской
ü Вызываю огонь на себя
ü Киров и космос
Применяя
исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой
информации, а соучастниками творческого процесса.
Пусть они не
сделают научных открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.
Исследовательская
деятельность, которой учащиеся занимались в школе, является для них стимулом в
дальнейшей учёбе и в выборе жизненного пути.
Как видим,
комплексный подход к изучению родного края привел к созданию системы
краеведческой работы.
Итогом и показателем освоения
обучающихся знаний и приобретения ими умений и навыков является участие и
занятие призовых мест в городской научно-практической конференции «Юные
исследователи родного края», областном конкурсе социальных проектов "Я
гражданин России", областном конкурсе исследовательских работ обучающихся
образовательных организаций Кировской области по краеведению, открытом
дистанционном конкурсе исследовательских работ "Я-гражданин вятского
края", дистанционном конкурсе «Сотрудничество. Поиск. Исследования», областном конкурсе «Интеллект
будущего»,
«Отечество», всероссийском
конкурсе «Достижения молодых» в номинации исследовательская работа, Всероссийском
конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в
истории. XXI век", Международном
Конкурсе, посвященном 75-ой годовщине Победы в ВОВ: номинация исследовательские
работы, областной викторине «Я гражданин страны народного единства, посвященной
государственному празднику Дню народного единства».
Поисковая и исследовательская деятельность обогатили фонды школьного музея,
созданные работы получили признание, призовые места в муниципальных, районных,
областных и всероссийских уровней.
Высокий уровень общественной
активности, как следствие, призовые места в районных и областных конкурсах,
олимпиадах.
Выпускники поступают в
высшие учебные заведения, работают в органах МВД, выполняют дипломатические
функции, выбирают педагогическую профессию. Знания, полученные в школе,
пригодились в дальнейшем обучении, любовь осталась к истории и краеведению.
Обучающиеся ежегодно становятся победителями и
призерами олимпиад по историческому краеведению: за последние пять лет
учителем подготовлен 11победитель
и призер регионального этапа: 2021 г.– 3, 2020 г. – 3, 2019 г. – 1, 2018г. – 2,
2017 – 2; 2 призера заключительного
Комментариев нет:
Отправить комментарий