воскресенье, 7 мая 2023 г.

 

Урванцева Ольга Ильинична

Учитель истории КОГОБУ Лицея №9  г. Слободского

Кировской области»,

г. Киров

e-mail: olgaurvanceva@mail.ru

 

Элементы финансовой грамотности на уроках

 всеобщей истории 5 класс

 

В статье представлены варианты формирования культуры грамотного финансового поведения школьников на основе материалов, которые могут изучаться на уроках истории. Предлагаются   фрагменты  календарно-тематического планирования  по  предмету  «Всеобщая  история»    для  5  класса,  которые  включили  программные  вопросы;  темы  и содержание модуля «Финансовая грамотность», словарь терминов и понятий, задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровней. 

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, всеобщая история, федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование.

 

Финансовая грамотность для человека является частью современного образования. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы определяет финансовую грамотность как результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния каждого россиянина.[1]

Формирование  финансовой  грамотности  на  уроках  истории  на  уровне  основного  общего  образования  является требованием, отраженным в Примерной основной образовательной программе. Программа по предмету «Всеобщая история» в 5-9 классах включает темы, тесно связанные с вопросами финансовой грамотности на макро- и микроэкономическом уровне. На уроках истории Древнего мира в 5 классе можно изучать темы  и содержание модуля «Финансовая грамотность». В базовом учебнике  всеобщей истории в 5 классе  содержатся материалы об истории денег, типах хозяйства, торговле, функции и типах  денег, налогах.   Школьники осваивают  сложные  специальные  термины,  знакомятся  с  экономическими  явлениями.[3]

В контексте  исторических  событий  можно показать  финансовое  поведение  персонажей,  процесс принятия ими важных решений появлением ремесел и торговли, типам хозяйства.

Тема и содержание модуля по финансовой грамотности

Тема урока по истории по плану

Задания

Появление ремесел и торговли

Древнейшие люди

Распределите занятия по типам хозяйства.

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

 

 

Влияние природных условий стран на занятия населения.

Египет

Двуречье

Финикия

Индия

Китай

Греция

Рим

1.Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон?

Составьте схему.

2.Почему после основания колоний торговля у финикийцев пошла живее? Что означает понятие-транзитная торговля?

3. Для строительства царского дворца в Сузах все покоренные персами страны должны были направлять ремесленников и поставлять материалы. Предположите, что привозили из Египта, Финикии, Вавилонии, с Аравийского полуострова.

Примитивные деньги. Бартер. Обмен. Торговля

Древнейшие люди

Жизнь

египетских крестьян и ремесленников

Микены и Троя

1. Представьте, что вы оказались на рынке первобытной эпохи, где встретили трёх торговцев. Один приехал из жарких стран, второй — из региона с умеренным климатом, а третий оказался местным собирателем и охотником.

 Какие товары будет предлагать вам каждый из них?[5]

2.Попробуйте придумать примитивные деньги, которыми могли бы пользоваться

жители нашей местности.

Функции денег

Первобытность Появление ремёсел и торговли

Древний Рим: условия жизни и занятия.

Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура

1.Почему монеты Древнего Рима стали «информационными листовками»? Назовите не менее двух причин, указанных в тексте.

2.Как вы думаете, выполняют ли современные деньги функцию

«информационных листовок»?

3. Рассмотрите монету с портретом Брута, что символизируют изображения и надписи на ней?

Налог

Жизнь египетских крестьян и ремесленников

Законы Хаммурапи

Персидская держава.

1.Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что персы называли Кира отцом, Камбиза - владыкой, Дария – торгашом. Объясните, почему персидские цари получили подобные прозвища.

2.Чем платили налоги ДариюI покоренные народы?

3.Как хранил золото и серебро Дарию I?

4.Какой народ в державе Дария I не платил налоги? [2]

5.У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц?[2]

Типы денег. Монетная форма денег. Первые монеты.

Персидская держава.

Древний Рим. Устройство Римской республики

Условия жизни и занятия. 
Быт и досуг римлян

1.Что означает поговорка «Богат как Крез». [4]

2.Вы пошли на рынок Древнего Рима за овощами и фруктами, взяв с собой один

сестерций. Огурец стоит 1 унцию, капуста — 5 унций, а лимон — 2 унции. Сколько денег вы потратите на покупку пяти огурцов, одного кочана капусты и двух лимонов? Приведите не менее одного варианта с перечнем номиналов монет, с которыми вы вернётесь домой.

3. Как вы думаете, почему римляне не запрещали хождение местных денег в землях, которые они завоевали? [5]

Благотворительность

Древнееврейское царство

1.В определённые годы иудею, который впал в нищету, безвозмездно возвращались его дом и участок земли. Как это правило связано с принципом выживания еврейского народа.

2. Иудейская традиция рекомендует отдавать на благотворительность не менее 10%, но и не более 20% своего дохода. Почему? [5]

Правила разумного финансового поведения. Какое потребление можно считать разумным, а какое — нет?

Древняя Индия: возникновение буддизма.

 

1.Опишите ситуацию из своей жизни  или жизни знакомых вам людей, когда вы столкнулись с необходимостью ограничить свои желания, не отказываясь полностью от материальных благ.

2.Соотнесите жизненные ценности из списка справа с понятиями «буддийская экономика» и «общество потребления».

А. «Буддийская экономика»

Б. «Общество потребления»

1.Стремление к получению максимального количества благ с наименьшими усилиями

2.Подчинение земным желаниям и эгоистическим интересам

3.Масимальное благополучие при минимальном потреблении

4.Бережливость, спасающая Землю от истощения ресурсов

3. Как вы понимаете следующую фразу: «если у правителя есть выбор — приобрести союзника, деньги или землю, то прежде всего нужно приобрести землю. Если будет земля — появятся деньги, а вслед за ними — и союзники»? Объясните, как земля могла обеспечить приток денег, а деньги — появление союзников. [5]

Риски и финансовая безопасность: Защита денег от подделки

Древняя Греция. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе

1.Как греческие монеты защищались от подделки? Перечислите все способы,

описанные в тексте.

2. Сравните монеты из Афин и Рима. Что у них общего? Что их отличает? При сравнении используйте следующие понятия: гурт, серрат, клеймо, символ.

3. Представьте, что вы древнегреческий торговец, который забрёл в гостиницу

в Афинах. Вы спокойно сидите за своим столом и наблюдаете. Вот какой то мужчина протягивает монеты за ночлег, и хозяин гостиницы восклицает: «о, должно быть, господин из Милета?» «Господин из Милета» улыбается. Наверное, на монете изображён    .......     (а), подумали вы. Это точно не тюлень, ведь тюлень чеканился на монетах   ...........     (б). Тут вы слышите спор: один другому доказывает, что его деньги фальшивые, так как они железные. Интересно, чьи они? Ну конечно же, они из  ...........    (в)!

Заполните пропуски в этом коротком рассказе.

 4.Придумайте и нарисуйте собственную монету. Из какого материала она сделана? Каков её размер? Что на ней изображено? Почему вы выбрали такие изображения? Что защищает её от подделки? [5]

Кредитование: основные условия кредита общие знания экономики: банки и банковские операции

Законы Хаммурапи

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

 

1.Кто такие ростовщики?

2.Приведенные статьи из законов Хаммурапи были написаны в интересах должников или ростовщиков? [4]

2.Объясните, почему ростовщик мог забрать у своего заёмщика и его семьи всю собственность и даже обратить должника в раба.

Общие знания экономики: банки и банковские операции. 

Установление империи. Римская империя и ее соседи.

1.В каких ёмкостях хранились древнеримские вклады? Какие отметки делались на этих ёмкостях? Зачем нужны были эти отметки?

2.Предположите, почему римляне считали необходимым раскрывать данные по банковским счетам и операциям аргентариев и даже публично их оглашать.

3.Как вы считаете, кто будет иметь доступ к информации о ваших вкладах и других финансовых операциях, когда вы станете клиентом банка?

4.Что изменится, если вы станете публичным лицом — например, известным политиком. [5]

Защита прав потребителей. Инфляция

Закат Римской империи

1.Предположим, у римлянина есть 4 денария в неделю, чтобы прокормить себя. Составьте его примерный недельный рацион, исходя из цен, перечисленных в Эдикте Диоклетиана.

Почему удерживать цены на одном уровне в течение долгого времени было

невозможно? Как вы считаете, возможно ли это в современном мире? Обоснуйте

ответ.

2.Почему эдикт Диоклетиана регулировал цены прежде всего на продукты питания, товары первой необходимости и работу ремесленников? Чьи интересы он защищал? [5]

 

Список литературы

 

1.     «Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы», утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. №2039-р.

2.     Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира:5 класс.-М.:ВАКО, 2009.512с.

3.     Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред.А.А. Искендерова.-М.:Просвещение, 2015 .303с.

4.     Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. Истории Древнего мира.5 класс.- М.:ВАК, 2017.416с.

5.     Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др. «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов» / [Худокормов а. Г., Дроздов в. в.,  Калмычкова е. Н. и др.]; под ред. Ю. Н. Калашнова при участии К. в. Лёвушкина. — М.: из-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. — 672.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий